Я — последняя буква в алфавите

Ирина Луцик — психолог, консультант в методе позитивной психотерапии

Своим клиентам я рекомендую вести дневник успеха. И постоянно сталкиваюсь с обесцениваем: ну какие у меня победы? о чём я буду писать в этом дневнике? я только зря потрачу время! я уже пробовал, мой распорядок дня я не считаю победами и т.д. и т.п.

Давайте разбираться с этим вредным понятием «обесценивание». Откуда ноги растут — конечно, из детства.

  • Все дети как дети, а ты!…
  • А почему не 5ть?
  • Второе место? какой позор…
  • Балбес! идиот! ничего путёвого из тебя не выйдет!

Вот так родители и воспитывают своих лоботрясов и оболтусов, тыкая на недостатки, говоря, что может лучше и круче, чтобы шевелил ластами, старался, и тогда из него получится тот, кем можно гордится, и невзначай обронить в кругу коллег или друзей: а вот мой сын/дочь чемпион мира по… или топ-менеджер концерна… или звезда… И тогда жизнь не зря, тогда дети — это счастье, а не цветы на могиле родителей.

И вырастают дети, зависимые от внешнего оценивания.

Время от времени мы все играем в эти игры — принижаем или игнорируем чьи-то или свои достоинства, преувеличиваем недостатки, кого-то «опускаем».

И даже не замечаем, как обесцениваем.

И нежелание вести дневник успеха — это один из способов сохранить свою низкую самооценку. Человек обесценивает свои знания, умения, цели, достижения. Естественно, не просто так, а чтобы в очередной раз не разочаровываться в себе в случае неуспеха (какие у неудачника могут быть достижения?).

Обесценивание — это защитный механизм от негативных переживаний. Такой себе панцирь, броня. А за ним спрятан страх маленького ребенка, который вместо безусловной родительской любви получал требования.

В тему притча.

«Ученик проходил длительное обучение у мастера. Вроде бы у него неплохо получалось усваивать знания, был он силен и ловок в единоборствах. Но он не чувствовал покоя и умиротворения. Ученик пришел к мастеру и спросил:

Учитель, я слушаю все твои рекомендации, прилежно выполняю упражнения и запоминаю теорию. Но мне неспокойно, не комфортно. Я так и не знаю, чем буду заниматься по жизни. Наверное, потому, что у меня нет той самой мудрости. Научи меня мудрости.

Мудрости невозможно научить, тем более в одночасье. Помни одно, что ты действительно сможешь легко идти по жизни, если будешь смотреть внутрь себя и искать ответы на вопросы не во вне, а внутри.

Учитель, поясни, пожалуйста.

Для начала не давай людям права решать, кто ты. Забери у них право решать, для чего ты хорош, а для чего нет. Что тебе принесет счастье, а что нет.

Учитель немного помолчал и продолжал. Я замечаю, как ты мечешься, как сомневаешься. Ты болезненно реагируешь на чьи-то оценки. Даже если у тебя что-то получается, то любое дуновение ветра все меняет. Чужие слова – это просто ветер. А что будет, если это не ветер, а настоящий ураган? Мудрого и сильного внутри человека не сломит никакой ураган. Потому что человек не дает власти урагану. Слова и оценки не имеют физической силы, но они могут разрушить наше нутро. Поэтому начни с того, что этот ветер тебя не касается. Забери у других право решать, какой ты есть. Иначе ты никогда не обретешь себя и не станешь мудрым.»